Для того, чтобы разобраться с особенностями движения жука, биомеханики
привлекали сведения о движении человека. Что ж, для исследователей, в
принципе, не важно, о каком живом объекте идет речь, — с точки зрения
построения моделей, имитирующих его существование в природе. Вряд ли
мы можем по-прежнему ощущать себя «царями природы». Если вы дочитали
книгу до этого места, то могли убедиться, что во многом люди уступают
своим соседям по планете. Когда же речь заходит о поисках подходящего
«типажа» для имитации какого-либо природного или искусственно
организованного процесса, моделью вполне может служить человек. Так, например, во время испытаний автомобилей и средств безопасности
при езде нет нужды искать какого-либо зверя, который бы «подсказал»,
что необходимо в этом случае предпринять. Люди создают биомеханическую
модель, снимая мерки для нее с самих себя. (Так же, как портные
используют манекены, чтобы посмотреть, хорошо ли будет сидеть одежда.) Как
ни старайся, но добиться полной безопасности на дорогах нельзя. Всех
ситуаций не предусмотришь, и поэтому разработчики автомобилей всячески
пытаются обезопасить своих пассажиров. Вот для этого они и прибегают к
советам специалистов по биомеханике. Скажем, фирма «Дженерал
Моторс» спроектировала самовыравнивающееся рулевое колесо и
ударопоглощающую рулевую колонку. Чтобы создать это оборудование,
потребовались долгие годы исследований особенностей столкновения
твердых предметов с тканями человека. После многих экспериментов и
обработки данных о реальных авариях была создана биомеханическая модель
грудной клетки человека. (На рисунке пружинами обозначены упругие
свойства наших тканей, а значками в виде кнопок — воздушные
амортизаторы, которыми служат легкие.) Подобие этой модели реальному
человеку и дало возможность разработать устройства, снижающие, а то и
вообще исключающие травматизм во время аварий. Закончить этот рассказ, а с ним и главу хотелось бы интересным высказыванием великого ученого Константина Эдуардовича Циолковского,
который, размышляя над обеспечением безопасности и комфорта обитателей
межпланетных кораблей, предлагал помещать их в жидкость. «Природа давно
пользуется этим приемом, — писал он, — погружая зародыш животных, их
мозги и другие слабые части в жидкость. Так она предохраняет их от
всяких повреждений». Безусловно, в жидкости космонавт сможет
выдержать значительно большие перегрузки, чем в специальном кресле. И
хотя это изобретение природы еще ждет своего повторения человеком,
важно подчеркнуть, что, видимо, и в космосе пригодятся ее подсказки.